(Ковалёва И. Стрессу – нет / Ирина Ковалёва // Здоровье школьника. – 2017. – № 1. – С. 50–54.)
Андрею 14 лет, он учится в гимназии с математическим уклоном, нагрузка очень большая. Всегда весёлый и доброжелательный, он в последнее время сделался раздражительным, депрессивным, стал хуже учиться и часто болеть. Школьный психолог сказал, что Андрей не справляется с учебным стрессом. В той или иной мере от него страдают все ученики, а значит, взрослые должны знать, как этот стресс проявляется и чем его облегчить.
Родители знают не понаслышке, что школьная жизнь полна стрессов. Похоже, от них все беды учеников, начиная от конфликтов с учителями и одноклассниками (не выдерживающие нервного напряжения дети затевают ссоры, чтобы выпустить пар) и заканчивая всевозможными болезнями – от школьного гастрита до сколиоза, спровоцированного зажатыми мышцами.
В избыточном длительном стрессе действительно нет ничего хорошего. Но и полный жизненный штиль ребёнку не пойдёт на пользу. Представьте, что его ничто не напрягает. Никакого стресса, полная расслабленность: не надо вскакивать утром по звонку будильника, писать контрольную, отвечать у доски, учить уроки, бежать на тренировку... Получается, что у школьника нет повода встать с дивана и двигаться дальше. Пропадает мотивация для развития, как говорят психологи. Не зря же существует поговорка, что без стресса нет прогресса. Всё, чего добился ученик за годы, проведённые в школе, любой его успех – это результат затраченных усилий, которые невозможны без нервного напряжения. Поэтому не надо бороться со школьным стрессом вообще. Принимать против него меры необходимо лишь в том случае, если из универсального мотиватора он превращается в тормоз, становясь чрезмерным для нервной системы ученика.
Чтобы взять школьный стресс под контроль, необходимо научиться измерять его уровень. Поможет в этом экспресс–тест, разработанный специалистами.
Варианты ответов:
почти никогда – 1 балл, иногда – 2, часто – 3, практически постоянно – 4 балла.
1. Если школьник получает плохую оценку, у него пропадает аппетит?
2. Нервничает, когда приходится ждать своей очереди, чтобы прочитать стихотворение или ответить у доски?
3. Реагирует на перемену погоды?
4. С трудом засыпает ночью накануне контрольных и проверочных работ?
5. Грызёт ногти, барабанит пальцами по столу?
6. Качает ногой, когда сидит?
7. Раздражается, когда домашние включают или выключают радио, или телевизор?
8. Опаздывает к первому уроку в школу и на тренировки?
9. Видит кошмарные сны?
10. Смущается, оказавшись в центре внимания окружающих?
11. Заикается?
12. Засиживается допоздна за учебниками?
13. Чрезмерно обидчив?
14. Завидует более успешным одноклассникам?
15. Страдает тиками?
Менее 20 баллов – низкий уровень
Обладая уравновешенным характером, ваш ученик спокойно воспринимает школьные трудности. Он умеет ладить с одноклассниками и педагогами, поэтому в достаточной степени устойчив к стрессу.
От 20 до 40 баллов – средний уровень
Ребёнок неплохо справляется с высокой учебной нагрузкой в ситуациях, когда нужно напрячь силы для подготовки к контрольной или экзаменам, а потом можно расслабиться. Однако необходимость заниматься на пределе сил постоянно на протяжении многих недель и месяцев выбивает его из колеи, становясь причиной сильного стресса. Чтобы школьник не страдал от него, дозируйте учебную нагрузку, следите, чтобы у него было достаточно времени на сон, отдых, прогулки.
Свыше 40 баллов – высокий уровень
Похоже, что ваше чадо попало в психотравмирующую ситуацию – у него не клеятся отношения с классным руководителем или со сверстниками. А может быть, ученик отстал от школьной программы по каким–то предметам и никак не может наверстать упущенное. Вместе со школьным психологом помогите ребёнку вписаться в коллектив и преодолеть препятствия на пути к знаниям, устранив источник стресса.
На пике стресса ребёнка охватывают гнев и раздражение, ученик может выйти из себя – раскричаться, заплакать, подраться.
Остудить горячую голову поможет холод.
По возвращении домой после глобальных неприятностей пусть школьник встанет под холодный душ, а потом медленно съест мороженое, рассосёт кубик льда из замороженного настоя мяты или зелёного чая, выпьет маленькими глотками минеральной воды прямо из холодильника.
Гипофиз, запускающий каскад гормонов стресса, расположен прямо над нёбом. А холод действует на этот важнейший орган эндокринной системы как стоп–сигнал.
«Достучаться» до гипофиза, заставив его приостановить выработку стрессовых гормонов, поможет также массаж головы. Его делают кончиками пальцев, а лучше – специальным массажёром в виде небольшого веничка с металлическими прутиками на деревянной ручке. Или просто можно расчесать волосы массажной щёткой с деревянными гвоздиками или обычным деревянным гребешком.
Во всех бедах, вызванных нервным напряжением, принято винить гормон адреналин. Но на самом деле стресс адреналинового типа можно назвать здоровым.
Ведь этот гормон помогает организму стабильно работать в неблагоприятных условиях, если только уровень адреналина не зашкаливает за допустимые пределы. Тогда он становится не залогом стабильности, а гормоном агрессии и повышенного давления, приводящим к развитию юношеской гипертонии.
Следите за тем, чтобы ребёнок пил больше воды. Недаром же во рту у разволновавшегося ученика пересыхает. Вода помогает вымыть адреналин из организма, то есть вывести его через почки. Ребёнок должен выпивать 2-2,5 литра жидкости в день. Имейте в виду: стакан чая или сока – совсем не то же самое, что стакан воды! Полнее всего детский организм усваивает жидкость из минеральной воды без газа и зелёного чая. Другие напитки содержат сахар, кофеин, различные добавки, которые ухудшают усвоение жидкости, а за счёт мочегонного эффекта даже усиливают жажду, обезвоживание.Но не только к ней. Вспышки гнева и повышенная раздражительность провоцируют развитие серьёзных аллергических реакций и синдрома раздражённого кишечника (это когда то понос, то запор).
Переведите ребёнка на вегетарианскую диету, исключив из рациона мясо, в первую очередь – красное (или замените его белым – грудкой курицы или индейки). Входящие в состав красного мяса аминокислоты служат основой для синтеза адреналина. Нет такого мяса – нет и стресса. Конечно, долго оставаться на одних овощах нельзя. 3–5 дней вполне достаточно, чтобы стресс пошёл на убыль.
Нет мусорной еде (чипсам, сухарикам, хот–догам любому фастфуду), поменьше сладостей и мучного, больше овощей, фруктов, белка (мясо, яйца, творог).
Вообще, норма сна – вещь индивидуальная. Считается, что дети должны спать ночью не менее 8–9 часов. Но любые цифры применимы не ко всем. Важно не только количество, но и качество сна. Поэтому лучше судить по поведению и настроению ребёнка. Если, ложась в кровать, он быстро засыпает, а утром без проблем встаёт – значит, сна ему достаточно. А вот если ночью он крутится с боку на бок и никак не может угомониться, а с утра его не добудишься – проблема есть. Как с ней справиться? Приучить к режиму. Следите, чтобы ребёнок ложился и вставал примерно в одно и то же время (для полноценного отдыха нервной системы важно, чтобы в кровать школьник отправлялся примерно за 2 часа до полуночи). Облегчить засыпание помогут тёплая ванна, молоко с мёдом перед сном. Легко возбудимым детям заваривайте корень валерианы, пион, пустырник, мелиссу, мяту (при отсутствии аллергии).