Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Режим работы
С 1 сентября 2020 г.
Вторник-пятница: с 9:00 до 19:00  
Суббота-воскресенье: с 9:00 до 15:00 
Понедельник: выходной день  
Последняя пятница месяца – санитарный день
Конкурсы Моя удмуртия Ресурсы Наши читатели

Родителям дошкольников о развитии речи

Речь – функция не врождённая, она формируется под влиянием окружающей обстановки, социума. И поскольку социум играет очень важную роль, каждому родителю необходимо задуматься о способах развития речи малыша как можно раньше. Если пустить это на самотёк, проблемы не заставят себя ждать.

Особенно трудно ребёнку придётся в школе, где никаких скидок на юный возраст детей делать не принято, а требования очень высоки. В современной школе ежегодно проводится Всероссийская проверочная работа по всем предметам (ВПР), начиная с 1-го класса. Она включает задания на умение подбирать синонимы, антонимы, на понимание фразеологизмов и текста в целом. Заботливый родитель должен заниматься развитием словарного запаса будущего талантливого читателя уже в дошкольном возрасте. Делать это нужно без спешки, просто между делом. В словесные игры можно играть где угодно: дома, по дороге из детского сада, на даче, в транспорте, на детской площадке и т. д.

В статье представлены несколько игр для развития речи детей старше четырёх лет.

«Только весёлые слова»

Игра на расширение словарного запаса, развитие наблюдательности и сосредоточенности.

Играть можно с членами семьи или друзьями, можно с одним ребенком. Ведущий определяет тему. Нужно назвать по очереди, например, только весёлые слова. Первый игрок произносит «клоун», второй – «радость», третий – «смех» и т.д. Игра движется по кругу, пока слова не иссякнут. Потом тему можно поменять и называть только зелёные слова, только круглые, только колючие и т. д.

 

Игры «Лето – Зима» и «Скажи наоборот»

Учат подбирать слова, противоположные по смыслу, находить к ним определения. Для наглядности можно нарисовать человечка, стоящего на ногах и на голове. Некоторые дети любят красивые, новые слова и легко их запоминают. Им можно сказать: «Хочешь, я тебе назову, как такие слова называют по-научному? Это – антонимы».

Можно играть с мячом. Взрослый называет слово, кидает ребенку мяч, ребенок называет противоположное по смыслу и кидает мяч обратно (лето – зима, ночь – день, солнце – луна, лимон – сахар, девочка – мальчик и т.д.). Ко всем словам можно подобрать определения: лето тёплое, зима холодная; ночь тёмная, день светлый; солнце жаркое, яркое, луна холодная, тусклая; лимон кислый, сахар сладкий; девочка весёлая, мальчик грустный.

С детьми постарше можно придумать рассказ: почему мальчик грустный, как девочка его развеселила, когда это было – тёплым летом или холодной зимой?

«Загадки-антонимы»

Обогащают словарный запас, учат концентрировать внимание, развивают логическое мышление, расширяют представления об окружающем мире. Для игры потребуется набор загадок.

Вначале игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем взрослый загадывает загадку, в которой все понятия заменены на противоположные, ребёнок отгадывает. Допустим, по теме «Животные»:

Обитает в воде (значит, на суше).

Шерсти нет совсем (длинная шерсть).

Хвост очень длинный (короткий).

Всю зиму ведёт активный образ жизни (спит).

Очень любит солёное (сладкое).

Кто это?

 

Игра «Хорошо – плохо»

Учим видеть хорошее и плохое в предмете, явлении и поступке, отстаивать свою точку зрения, логически выстраивать высказывания.

Взрослый знакомит ребёнка с каким-нибудь явлением (предметом, понятием, образом). Например, с дождём. Просит ответить на вопрос: «Что хорошего в дожде?». Ребёнок высказывает своё мнение (каждое мнение имеет право на существование): «он питает землю», «я люблю под ним бегать», «он умывает улицы» и т.д.

Затем взрослый спрашивает: «А что плохого в дожде?». Ребёнок отвечает: «размывает дороги», «делает огромные лужи – не обойдешь», «можно промокнуть и простудиться» и т.д.

Взрослый может задать и такие вопросы: «Так дождь – это хорошо или плохо?», «Дождь – это хорошо для кого? Чего?», «Дождь – это плохо для кого? Чего?».

В этой игре можно использовать и спорные образы (явления, понятия, предметы). Например, что хорошего в Бабе Яге? А что плохого? Что хорошего в болезни? А что плохого? Что хорошего в том, что сломался телевизор? А что плохого? И так далее.


Родители могут сами придумать несложные игры, способные принести пользу и удовольствие малышу. В этом им помогут следующие книги:

1) Игры и упражнения со словами. Серия: «Дошкольное образование». М.: ЮНВЕС, 2000. – 176 с.

2) Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий /Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 144 с.; 16 с. ил.

3) Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей /Е. Л. Агаева, В, В, Брофман, А. И. Булычева и др.; Под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агеевой. – М.: Просвещение, 1991. – 64 с.: ил.

Родителям дошкольников о развитии речи

Наверх страницы