Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Режим работы
Вторник-пятница: с 9:00 до 19:00  
Суббота-воскресенье: с 9:00 до 15:00 
Понедельник: выходной день  
Последняя пятница месяца – санитарный день
Электронная почта библиотеки: priemnaya@rbdu.udmr.ru
Конкурсы Моя удмуртия Ресурсы Наши читатели

Преступления и наказания

Кравцова, Л. Преступления и наказания / Любовь Кравцова //

Счастливые родители. – 2019 №12/ 2020 № 1. – С. 50-51.


 Преступления и наказания


Ребенок расписал кухню под гжель, нагрубил папе, шлепнул братика. Надо что-то делать, но что и как.

 

ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ ВАМ,

эксперт

Наталья Шалаева,

детский психолог

 

Запреты дают ребенку чувство безопасности. Даже если он бунтует, внутри он чувствует себя защищенным. Эта уверенность помогает ему развивать автономию и самостоятельность на всех уровнях, а страх, как и убежденность в собственной «плохости», наоборот, мешают. Но кроме запретов необходимы и наказания. Они создают предсказуемость и четко построенную цепочку причин и следствий. Если за наказанием не следует возмездие, запреты будут нарушаться. Так устроена детская психика. А еще ребенок будет находиться в постоянном стрессе, и ему будет тяжело носить груз ответственности за свои проступки.

GAME OVER

Как наказать правильно – вопрос фундаментальный. Одна из главных обязанностей родителей, кроме обеспечения жизнедеятельности, – понимать истинные потребности ребенка. Для этого требуется постоянный диалог с ним. Наказания в духе советских времен построены на чувстве страха и стыда, поэтому они источник сильной тревоги. И сама их природа противоречит главной задаче: они просто не позволяют родителям понять ребенка и поговорить с ним грамотно. На самом деле важно избегать неадекватных реакций, которые оттолкнут от нас ребенка. Сильный родительский гнев, истеричные крики в свой адрес дети просто не в состоянии интерпретировать правильно. Даже больше. Ребенку начинает казаться, что мама и папа так сильно рассердились, что готовы отказаться от него и прогнать навсегда. Эту уверенность подкрепляют высказывания вроде: «Все, больше дружить с тобой не буду», «Да что ты за ребенок такой!», «Как же ты мне надоела!», «Мой сын не должен так делать». Если вы чувствуете, что плохое поведение ребенка не проходит, проблему нужно искать в ваших с ним отношениях.

Наказание должно быть хорошо обосновано и обговорено заранее. Если ребенок не понял, почему вы его наказали, вашу реакцию он расценит как несправедливую и неадекватную. Это вызовет только протест.


СКИДКИ НА ВОЗРАСТ

До года запреты должны быть строгими и четкими. Ребенок обязан понимать, что нельзя бить маму кулаком (рукой, ногой) или совать палец в розетку. То есть следует просто строго убрать руку или унести ребенка подальше от розетки (для этого придется-таки встать с дивана).

Дети до 2 лет еще не умеют улавливать связь между проступком и дисциплинарными мерами. Наказания пока тоже не сработают, лучше переключить внимание малыша на другое занятие или предмет, подкрепив действие интонационно строгим «нельзя» с соответствующим выражением лица.

Период с 2 до 3 лет – кризисный. Проявляются первые протесты, истерики и непослушание. Это надо просто пережить. А вот с 3 до 5 лет родители уже могут применять санкции. Ребенка можно ставить в угол или посадить в наказание на 5-10 минут на стульчик без телевизора и игрушек.

Если потребность наказывать и применять санкции возникает часто, начните с себя. Возможно, вы устали, и ваше раздражение только усиливает плохое поведение малыша. Тогда важно поскорее заняться собой. Только когда вы в ресурсе, можно реагировать спокойно.

С 5-6 лет принуждение не делать чего-либо следует прекратить. В этом возрасте дети начинают испытывать унижение. И именно теперь можно не наказывать ребенка, а объяснять, в чем состоит нежелательность или опасность поступка на примерах других детей или взрослых людей.


ВЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ

Наказывать можно только в том случае, если ребенок нарушил одно или сразу несколько правил, которые вы ему озвучили заранее. Это главное условие. Как в дипломатическом мире: сначала все стороны подписывают договор, а потом на его основании регулируются международные отношения. Только так у ребенка будет возможность осознать, что его поведение было неприемлемым и за ним последовало справедливое возмездие.

Но за все подряд наказывать нельзя. Негуманно вводить санкции за шалости, которые объясняются возрастной бестактностью или отсутствием хороших манер. В этом случае разумнее скорректировать поведение ребенка и подсказать, как в таких ситуациях принято поступать. И еще запрещено вводить санкции за отрицательные чувства. Нельзя наказывать за естественные эмоции: бунт трехлеток, зависть к чужим вещам, проявления ревности к брату или сестренке. В этих ситуациях важно уделить ребенку внимание, а неправильное поведение пресечь строгой интонацией.


МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ

Можно лишать ребенка разных благ, но делать это нужно с умом. Запрещать мультики, телевизор или видеоигры – метод действенный, особенно в современном мире. Но использовать эту меру лучше дозированно. Иначе от такой узурпации власти у ребенка возникнет чувство безысходности. С десертами тоже надо быть осторожнее. Если злоупотреблять такими санкциями, в будущем у ребенка может появиться нездоровая тяга к сладкому, граничащая с зависимостью.

Многие родители наказывают детей своим молчанием, то есть, по сути, выбирают путь игнорирования. Но, если вы лишаете ребенка своего внимания надолго, он начинает верить, что вы его таким образом отвергаете, а значит, не любите. То же самое происходит, когда вы сравниваете своего малыша с другими детьми не в его пользу. Для детской психики это пытка. Среди запрещенных также наказание темнотой и запугивание бабайкой.


СПРАВЕДЛИВЫЕ САНКЦИИ

Если ребенок не слушается, то прежде всего необходимо обратить внимание на методы воспитания, обстановку в семье, требования к малышу и его обязанности. Если родители не учитывают переживания своих детей, их эмоции, потребности и интересы, то наладить дисциплину будет сложно.

• Прежде всего необходимо составить четкий список правил. Чтобы не пришлось наказывать ребенка спонтанно, под настроение. Если вы еще не определились, что точно нельзя, самое время озаботиться этим вопросом. Сядьте вместе с мужем, обсудите, что важно для каждого из вас.

• Только не переусердствуйте. Правил не должно быть больше шести. Для начала проанализируйте, нет ли среди ваших запретов тех задач, которые ребенок не может выполнить банально в силу возраста. Например, если вы просите пятилетку каждый вечер наводить идеальный порядок в своей комнате, а он не подчиняется – растягивает процесс на полчаса, просит вас помочь. Значит, он не способен это сделать, так как головной мозг еще недозрел, чтобы выполнять данную опцию. Наказывать за такие вещи – кощунство. Придумайте способ помочь малышу.

• После тщательной ревизии оставьте только те пункты, которые для вас принципиальны. Например, важно не говорить грубые слова дома и в садике, важно не перебивать взрослых, ложиться в 21:00 и так далее.

Не смотрите на друзей и на их детей. В каждой семье свой свод правил.

• Теперь придумайте санкции или обучающие приемы за нарушение каждого из ваших правил в отдельности. По возможности старайтесь делать так, чтобы санкции коррелировали с провинностью напрямую. Если ребенок разлил компот, мы не лишаем его за это мультиков. Мы просим протереть за собой пол. Если он кого-то обидел, просим его извиниться. Кстати, наказания, которые помогают ребенку исправить свою оплошность, приносят много пользы.

• Дальше сделайте презентацию. Выберите подходящий момент, когда все будут в хорошем расположении духа, и озвучьте ребенку ваши правила и санкции, которые отныне последуют за нарушение.

• Применять санкции необходимо сразу, но только на холодную голову, после того как страсти улягутся. Не нужно наказывать ребенка, пока вы находитесь под влиянием гнева или шока от происходящего. Сначала остыньте. Можно закрыться в туалете, выпить стакан воды через трубочку, сосчитать до 20. Но слишком долго не ждите: малыш может забыть, в чем перед вами провинился.

• Каждый раз проговаривайте правило, прежде чем применить санкцию: «Ты уехал от меня слишком далеко на самокате. Напоминаю, что это делать запрещено. Завтра самокат оставишь дома».

• Важно учитывать тяжесть проступка: за обычное баловство или шалость, совершенную впервые, – предупреждение. За повторное нарушение – меры посерьезнее.

• Будьте последовательны: наказание должно настигать за одни и те же неправомерные действия.

• Наказывать ребенка следует всегда наедине, без свидетелей, чтобы не снизить самооценку (а вот хвалить детей надо прилюдно).

• Придумайте ритуал примирения, чтобы после наказания у ребенка не оставалось осадка и он точно знал, что прощен. Например, читайте всем известный примирительный стишок, сцепляясь мизинцами.

Преступления и наказания

Наверх страницы