Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Режим работы
С 1 сентября зимний график работы библиотеки:
Со вторника по пятницу с 10:00 до 20:00
В субботу и воскресенье с 10:00 до 19:00
Понедельник - выходной день
Последняя пятница каждого месяца - санитарный день
Конкурсы Моя удмуртия Ресурсы Наши читатели

Профессиональная литература

Уважаемые коллеги!

Данные книги вы можете взять в нашей библиотеке.

2016 год

 

Алешин, Л. И. Библиотечные сервисы : научно-практическое пособие / Л. И. Алешин, М. А. Ордынская. Москва : Литера, 2015. - 292 с. : ил. (Современная библиотека).

 

Высокие информационные технологии меняют сам способ пользования библиотекой. Сегодня мы наблюдаем тенденцию увеличения категории удалённых пользователей, а, следовательно, расширение поля доступа к библиотечной информации. В данном пособии рассматриваются основные виды библиотечных услуг, учитывая требования времени, а также разбираются основные понятия, такие как: библиотечная услуга, читатель библиотеки, пользователь библиотеки, посетитель библиотеки. Пособие содержит главы о работе читального зала, мобильной электронной библиотеки, о кружковой, выставочной и рекламной деятельности, культурно-массовых мероприятиях и других важных профессиональных вопросах.

 

 

Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия / отв. ред. Н. Л. Карпова, редкол. : Н. С. Лейтес, О. Л. Кабачек, И. И. Тихомирова. – Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014. – 272 с.

 

В коллективной монографии, посвященной 150-летию основоположника «библиологической психологии» Николая Александровича Рубакина, представлены статьи о различных сторонах деятельности самого Н. А. Рубакина, а также о психологических аспектах творчества А. П. Чехова, Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина (ч. 1); раскрывающие основы и принципы библиопедагогики, показывающие работу и возможности общения с художественной и учебной книгой на уроке и в школьной библиотеке, в центре внимания которой находится читатель-ученик (ч. 2); статьи по проблемам библиотерапии и материалы из опыта внеклассной работы и логопсихотерапевтических групп с «книгой врачующей» (ч. 3).

Данная монография продолжает традиции первого выпуска «Библиопсихология и библиотерапия» (2005), адресована и будет интересна библиотечным работникам, психологам, педагогам, филологам теоретикам и практикам, а также всем, кто занимается вопросами психологии и педагогики чтения и библиотерапии.

 

Борисова Н. В. Школьная библиотека : научно-методическое обеспечение деятельности : учеб.-метод. пособие / Н. В. Борисова, Н. Л. Голубева. – Москва : Литера, 2015. – 190 с. : ил. – (Современная библиотека).

 

В пособии рассматривается система методического обеспечения школьной библиотеки, раскрываются её терминосистема, теория, современная структура. Включен актуальный материал о требованиях к современной школьной библиотеке. Достаточное внимание уделено проблемам аттестации и повышения квалификации библиотекарей.

В приложениях приведены модели региональной системы.

 

 

Бородина, В. А. Летняя школа чтения : заочная творческая лаборатория. Москва : РШБА, 2011. 392 с. (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1 ; вып. 1–2).

 

Материалы книги своеобразная творческая лаборатория Летней школы чтения в библиотеках. Именно школы, а не организации чтения летом. Это школа учения, обучения, воспитания, развития, социализации и общения в мире Чтения.

Главное назначение школы-лаборатории летнего чтения активизировать деятельность библиотекарей и библиотек, участвующих в воспроизводстве культуры чтения в России, показать возможности организации читательского развития в условиях летнего отдыха дошкольников и школьников, дать инструментарий повышения качества чтения в форме мастер-классов, практикумов, проектов, обзоров, диагностических методов.

Освоение материала творческой лаборатории повысит профессиональную читательскую квалификацию библиотекаря.

Книга адресована школьным и детским библиотекарям, а также будет полезна учителям школ, воспитателям детских образовательных учреждений, родителям и организаторам летнего отдыха детей.

 

 

 

Головина, Г. В. Актуализация самовоспитания младших школьников в библиотеке : учеб.-метод. пособие / Г. В. Головина, М. Д. Кузьмичева. Москва : Литера, 2015. 160 с.

 

Учебно-методическое пособие позволяет расширить представление об особенностях процесса самовоспитания, о технологии формирования и развития таких способностей, как самоанализ, саморегуляция, самоопределение, самореализация, что подкреплено сценариями внеклассных мероприятий в помощь библиотекарю.

Материалы пособия могут быть использованы в современной библиотечной практике, в работе образовательных и культурно-досуговых учреждений.

 

 

 

Орлов, В. В. PR-технологии в управлении имиджем библиотеки : учеб.-практ. пособие / В. В. Орлов. Москва : Литера, 2015. 191 с. (Современная библиотека). Библиогр.: с. 169179.

В книге анализируется сущность, содержание и специфика библиотечного PR, рассматриваются его организация, роль и место в системе управления имиджем библиотеки; предлагается авторская модель пресс-службы и того сегмента PR-технологий библиотеки, которые она разрабатывает и реализует.

Книга адресована всем работающим в области PR в библиотечной сфере, преподавателям учебных дисциплин по связям с общественностью и маркетинговым коммуникациям библиотек на библиотечно-информационных факультетах и факультетах журналистики, студентам средних специальных и высших учебных заведений культуры.

 

 

 

Патриотическое воспитание детей и подростков : педагогические и библиотечные технологии : научно-практические статьи, методические материалы, художественные произведения : [в помощь педагогу-библиотекарю] / ред. Г. В. Варганова. Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2015. 327 с. (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1 ; вып. 2).

В сборнике рассматриваются актуальные вопросы патриотического воспитания детей и подростков на базе учреждений начального общего и основного общего образования, а также библиотечно-информационных учреждений. Представлены статьи специалистов в области чтения и читательской деятельности, руководителей общеобразовательных учреждений и сотрудников библиотек. Самостоятельными разделами сборника являются художественные произведения о Великой Отечественной войне 19411945 гг. современных писателей и поэтов, а также методические разработки уроков внеклассного чтения, подготовленные по произведениям патриотической тематики. Книга адресована учителям общеобразовательных учреждений, библиотечным специалистам, работающим в школьных, муниципальных, областных библиотеках, руководителям литературных детских и подростковых центров и студий.

 

 

Столяров, Ю. Н. Сказка дверь в большой мир : советы взрослым о воспитании у детей культуры чтения сказок / Ю. Н. Столяров. Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2012. 224 с.

 

Книга содержит материалы Всероссийского конкурса «100 сказок о книге и чтении», организованного Русской школьной библиотечной ассоциацией в 2008–2009 гг. среди учащихся 14-х классов.

Представлены авторские рассуждения об отражении в русских народных сказках темы грамотности, книги, чтения, показано значение этих сюжетов для воспитания у детей книжной культуры.

Обобщён опыт руководителей детского чтения по привитию детям любви к русскому фольклору, проанализированы детские творческие работы, подведены итоги конкурса.

Книга обобщает лучшие разработки и сценарии массовых мероприятий, проведённых библиотекарями в ходе проведения конкурса «100 сказок о книге и чтении». В этом состоит главная практическая ценность сборника.

Для школьных и детских библиотекарей, родителей и педагогов начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.

 

 

Тихомирова, И. И. Добру откроем сердце : школа развивающего чтения (читаем, размышляем, выражаем в слове) : метод. пособие для руководителей детского чтения, снабженное текстами литературных произведений для обсуждения с подростками : [в помощь педагогу-библиотекарю] / И. И. Тихомирова. 2-е изд. Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2015. 342 с. (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1 ; вып. 3).

 

Книга одного из лучших специалистов по чтению в стране И. И. Тихомировой раскрывает новый аспект темы чтения. Издание представляет собой своеобразный обучающий курс по нравственному воспитанию подростков на материале чтения и обсуждения литературных произведений. Созданное в рамках проекта РШБА «Читающая мама – читающая Россия», пособие предназначено главным образом родителям подростков для проведения семейных чтений.

Пособие может быть также использовано библиотекарями и учителями начальной и средней школы для уроков внеклассного чтения по нравственной тематике. Цель – гуманизировать сознание детей, опираясь на анализ поведения литературных героев и сопереживание с ними. За основу взят «оперативный» для воздействия на читателя жанр рассказа, раскрывающий близкую опыту подростка ту или иную жизненную ситуацию и ее разрешение. Отобранные для обсуждения лучшие рассказы отечественных авторов сгруппированы в тематические циклы: «В ответе за тех, кого приручил», «Совесть, или Суд над собой», «О шутке – всерьез», «О силе воли и силе духа» и др.

Каждый цикл содержит введение в тему, методические аннотации на содержащиеся в цикле рассказы, вопросы для обсуждения и список дополнительной литературы по обсуждаемой теме. Книга призвана помочь библиотекарям, учителям, родителям развивать в детях способность наблюдать, сравнивать, оценивать поведение персонажей, их взаимоотношения, вдумываться в сложность человеческих характеров и обстоятельств, включать читаемое в контекст собственной жизни. Нравственное воспитание в пособии сочетается с формированием культуры чтения и литературно-критического мышления. К пособию прилагаются тексты обсуждаемых рассказов.

 

Тихомирова, И. И. Родом из военного детства : школа развивающего чтения (читаем, размышляем, выражаем в слове) : метод.-библиограф. пособие для руководителей детского чтения, снабженное текстами литературных произведений для обсуждения с подростками : [в помощь педагогу-библиотекарю] / И. И. Тихомирова. Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2015. 335 с. : ил. (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1 ; вып. 1).

Издание является методико-библиографическим пособием, предлагающим полный методический комплекс работы с детьми и подростками по развивающему чтению на особенно важную сегодня тему Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Разделы книги «Сиротство», «Память сердца», «В блокадном Ленинграде», «Под властью оккупантов», «Будущие адмиралы», «Вместе с партизанами», «О разведчиках», «Как спасали раненых», «Они совершили подвиг», «Война и гуманизм» и др. позволят последовательно и полно познакомить детей и подростков с темой войны.

В каждом разделе предлагается методическая аннотация на рекомендуемые для чтения и обсуждения произведения, представлены сами тексты произведений и вопросы для обсуждения, призванные побудить детей к осмыслению прочитанного материала и к высказыванию собственного мнения о поступках героев, вести вдумчивый, предметный диалог о героике военных дней и «детях войны».

Всего в пособии кратко очерчены 34 литературных портрета писателей военного времени. Каждый раздел заканчивается списком дополнительной литературы по предлагаемой теме.


2015 год


Алёшин, Л. И. Библиотечные сервисы : научно-практ. пособие / Л. И. Алёшин, М. А. Ордынская. – Москва : Литера, 2015. – 292 с. : ил. – (Современная библиотека). 

         Высокие информационные технологии меняют сам способ пользования библиотекой. Сегодня мы наблюдаем тенденцию увеличения категории удалённых пользователей, а, следовательно, расширение поля доступа к библиотечной информации. В данном пособии рассматриваются основные виды библиотечных услуг, учитывая требования времени, а также разбираются основные понятия такие как: библиотечная услуга, читатель библиотеки, пользователь библиотеки, посетитель библиотеки. Пособие содержит главы о работе читального зала, мобильной электронной библиотеки, о кружковой, выставочной и рекламной деятельности, культурно-массовых мероприятиях и других важных профессиональных вопросах.



 Библиотека и закон  : справочник : документы, комментарии, консультации, юридические советы на каждый день / отв. ред. О. Бородин. – Москва : Либер-Дом. – 2015. – Вып. 38. – 380, [4] с. 

         Предлагаемый выпуск журнала-справочника состоит из шести разделов. В первом публикуются «Основы государственной культурной политики» - недавно принятый важнейший документ, в соответствии с которым в РФ будут осуществляться в ближайшие годы развитие культуры и его правовое регулирование.

Во втором разделе – опубликованы письма руководства РБА и Министерства культуры РФ о том, в какой степени касаются библиотек положения ФЗ «О государственном языке РФ».

Совокупность регламентов о взаимодействии Российской академии наук и Федерального агентства научных организаций составляет третий раздел.

В разделе «Информационная безопасность» представлены правовые акты – федеральный закон, постановления Правительства РФ, приказы министерств и ведомств, регулирующие порядок пользования сетью Интернет.

Раздел «Общие принципы деятельности библиотек» посвящен проблеме: как в соответствии с требованиями библиотечной реформы последних лет выстроить систему государственных работ и услуг, установить адекватные нормы и правила их финансирования. Для ее раскрытия использован передовой опыт Санкт-Петербурга.

Наконец, в этом номере издаются полные тексты законов субъектов РФ «О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре документов». В предлагаемый читателям блок входят нормативные акты областей.  



Борисова, Н. В. Школьная библиотека: научно-методическое обеспечение деятельности : учебно-метод. пособие / Н. В. Борисова, Н. Л. Голубева. – Москва : [Литера], 2015. – 190 с. – (Современная библиотека). 

В пособии рассматривается система методического обеспечения школьной библиотеки, раскрываются её система терминов, теория, современная структура. Включен актуальный материал о требованиях к современной школьной библиотеке. Достаточное внимание уделено проблемам аттестации и повышения квалификации библиотекарей. В приложениях приведены модели региональной системы. 




Орлов, В. В. PR-технологии в управлении имиджем библиотеки : учеб.-практич. пособие / В. В. Орлов. – Москва : Литера, 2015. – 191 с. – (Современная библиотека).  

         В книге анализируется сущность, содержание и специфика библиотечного PR, рассматриваются его организация, роль и место в системе управления имиджем библиотеки; предлагается авторская модель пресс-службы и того сегмента PR-технологий библиотеки, которые она разрабатывает и реализует. Книга адресована всем работающим в области PR в библиотечной сфере, преподавателям учебных дисциплин по связям с общественностью и маркетинговым коммуникациям библиотек на библиотечно-информационных факультетах и факультетах журналистики, студентам средних специальных и высших учебных заведений культуры.





2014 год


Алешин, Л. И. Внестационарное библиотечное обслуживание : учеб.-практ. пособие / Л. И. Алешин. – Москва : Литера, 2014. – 288 с. : ил.

В данной книге представлена попытка систематизации всех форм внестационарного обслуживания и наиболее полного их описания: плавающие библиотеки, библиотечные пункты, передвижные библиотеки, библиобусы, библиотеки на открытом воздухе, мобильные электронные библиотеки.





Гендина, Н. И. Основы информационной культуры школьника : учеб.-метод. комплекс для учащихся 1–2-х классов общеобразовательных организаций / Н. И. Гендина, Е. В. Косолапова. – Москва : РШБА, 2014. – 208 с. – (Серия 1 ; вып. 5).

Цель данного пособия – содействовать развитию универсальных учебных действий школьников, включая, прежде всего, умения поиска, анализа, преобразования информации с использованием ИКТ-технологий, обеспечение информационной безопасности личности, развитие критического мышления учащихся.

В состав учебно-методического комплекса вошли учебные программы по дисциплине «Основы информационной культуры школьника» для 1–2-х классов, методические разработки 19 уроков в 1-ом классе и 17 уроков во 2-ом классе, контрольно-измерительные материалы, терминологический словарь, систематический указатель терминов по разделам дисциплины «Основы информационной культуры школьника», электронные презентации по курсу «Основы информационной культуры школьника».



Ефимова, А. Н. Формирование имиджа библиотеки как культурно-просветительского центра : учеб.-практ. пособие / А. Н. Ефимова. – Москва : Литера, 2014. – 264 с.

В пособии представлен опыт создания библиотеки в ХХI веке на примере Исторической библиотеки дома Романовых в г. Костроме. В практической части содержатся методические разработки, библиографические пособия, сценарии интеллектуальных мероприятий по пропаганде исторических знаний, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию населения.




Кашкаров, А. П. Адаптация мигрантов: роль библиотеки : метод. рекомендации от специалистов-практиков / А. П. Кашкаров. – Москва : Либер-Дом, 2014. – 128 с.

Предлагаемое издание – первое в стране методическое пособие по библиотечной работе с читателями-мигрантами. В книге раскрываются специфика приобщения к чтению мигрантов из стран СНГ и их детей, использование в этой деятельности книжной продукции различных жанров, привлечение приезжих к разным формам мероприятий, организуемых в библиотеках.




Кашкаров, А. П. Новации в читальном зале : развивающие игры, мотивационные конкурсы / А. П. Кашкаров. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2014. – 112 с.

В книге описаны апробированные приёмы и новации в обучении детей чтению, которые библиотекарь-практик может использовать в своей работе. Широко представлены развивающие чтение игры, идеи, комплексы.

Используя непридуманные истории, автор предлагает читателю синтез десятилетнего опыта воспитания детей, а также собственных экспериментов, проведённых в системе дополнительного образования среди учащихся разных возрастных групп. Сформулированы многочисленные полезные рекомендации. В заключение издания даются списки рекомендуемой литературы.



Пантюхова, Т. В. Здоровая нация – это мы : методическая эстафета проектов и программ / Т. В. Пантюхова. – Москва : Либерия-Бибинформ, 2014. – 128 с.

Пособие содержит разнообразные материалы по данной тематике, апробированные в Нижегородской областной детской библиотеке. Представлены теоретические разработки, сценарии, описания выставок, списки литературы по предмету и большой свод информативных приложений справочного характера.




   

Пантюхова, Т. В. Проекты и гранты : от замысла – к реализации : сборник-тренажёр / Т. В. Пантюхова. – Москва : Либерия-Бибинформ, 2014. – 144 с.

Методическое пособие представляет собой сборник-тренажёр по освоению и внедрению в библиотечную практику проектной технологии, организации проектной деятельности на примере работы с информацией исторической и краеведческой тематики. Он выстроен как «методическая лоция», состоящая из глав-«акваторий». Каждая глава содержит теоретический материал и конкретные проектные разработки.

Практическую помощь призваны оказать материалы в «Приложениях»: полные тексты ряда библиотечных проектов, а также сопутствующая деловая документация. Кроме того, в пособии обобщён обширный опыт работы Нижегородской области детской библиотеки.


Плохотник, Т. М. Детский библиотекарь сценарии, игры, мастер-классы / Т. М. Плохотник. – Москва : Либерия-Бибинформ, 2014. – 128 с.

Новые формы классической библиотечной работы и отдельные проекты и акции представляют методисты Нижегородской области (И. Н. Огнева, Г. М. Пальгуева, Т. М. Плохотник).

В их практических наработках основной упор сделан на новые информационные технологии. Среди форм работы слайд-презентации, интерактивные выставки, игра-квест, мастер-классы.

Анализируется трёхлетний опыт проведения акции «Библионочь», материалы о работе библиотек в современных условиях собраны в разделе «Библиотека в виртуальной среде».



Рубакин Николай Александрович : хрестоматия / сост. В. А. Бородина, С. М. Бородин. – Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014. – 424 с. : ил. + 16 с. вкл. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 2 ; вып. 1–2).

Хрестоматия отражает материалы о жизни и деятельности Н. А. Рубакина, его вкладе в мировое читателеведение, самообразование, просвещение, библиопсихологию. Материалы хрестоматии адресованы библиотекарям и другим специалистам в области чтения, студентам библиотечно-информационных факультетов. Это уникальный материал для освоения наследия Н. А. Рубакина в рамках образования и самообразования. Его творчество остаётся актуальным и содержит научную и практическую перспективность читательского развития в обществе знаний.



 


           Сайкс, Джудит Анна. Школьные библиотеки, дружественные мозгу / Д. А. Сайкс ; науч. ред. В. В. Зверевич ; пер. В. В. Зверевич, Т. О. Зверевич. – Москва : РШБА, 2014. – 152 с. – (В помощь педагогу-библиотекарю ; вып. 7).

В книге известного канадского специалиста в области школьных библиотек даётся портрет ученика XXI века, представлена концепция современной школьной библиотеки как «дружественного мозгу» когнитивно-ориентированного центра, рассмотрены профессиональные требования, предъявляемые к педагогу-библиотекарю.

Помимо теоретических, психологических и биологических основ педагогической и образовательной деятельности школьной библиотеки предложены конкретные идеи и практические подходы, основанные на когнитивно-ориентированных методиках.

Особое внимание уделено организации физического пространства «дружественной мозгу» школьной библиотеки, а также вопросам коллективного планирования и организации библиотечной деятельности в рамках общешкольного образовательного процесса.



Серебряная, М. Я. Типология чтения и читателей художественной литературы : науч.-практ. пособие / М. Я. Серебряная, Г. Н. Швецова-Водка. – Москва : Литера, 2014. – 304 с. – (Современная библиотека).

Как помочь читателям в их читательской деятельности: в выборе литературно-художественных произведений для чтения, наиболее полном их восприятии как произведений искусства, в последействии художественной литературы. Чтобы ответить на эти практические, методические вопросы, необходимо рассмотреть и теорию чтения, и научные подходы к классификации читателей художественной литературы. Этим вопросам и посвящается предлагаемая книга.



2013 год


Библиотечное обслуживание молодежи в Японии, России и США / гл. ред. Лесли Фармер ; ред. Наталья Гендина, Юрико Накамура. – Москва : РШБА , 2013. – 392 с. : ил.

Русскоязычная версия коллективной монографии, изданной в 2011 году в авторитетном американском издательстве «Scarecrow Press».

Впервые специалистами 3-х стран России, США и Японии предпринята попытка систематизировать и обобщить знания в области библиотечного обслуживания в детских, школьных, публичных библиотеках, в области информационной грамотности и культуры, а также собрать материал о самых актуальных («горячих») для данной страны проблемах и лучшем опыте их решения. Материалы сборника будут полезны библиотекарям, методистам, педагогам, директорам школ, специалистам органов управления образованием, представителям СМИ и профильных общественных организаций.



Макеева, О. В. Адаптация публичных библиотек в условиях меняющихся социокультурных практик населения : науч.-практ. пособие / О. В. Макеева. – Москва : Литера, 2013. – 230с.

В пособии рассматриваются вопросы, связанные с теориями социокультурных практик населения и адаптации, использования разных методов их изучения в библиотечной деятельности, а также воздействия социокультурных практик населения на адаптивные процессы библиотек.

Предлагаются малоиспользуемые в библиотековедении методы изучения влияния внешней и внутренней среды на деятельность библиотек: социологические (социальное картографирование), менеджмента (PEST-анализ, бенчмаркинг и др.), статистические (корреляционно-регрессионный анализ).



Стефановская, Н. А. Социологические исследования чтения: теория, методика, практика : науч.-практ. пособие / Н. А. Стефановская. – Москва : Литера, 2013. – 137 с.

В научно-практическом пособии предлагается исследователям-практикам подняться на новый уровень исследовательской культуры, оторваться от простого описания читательского облика нашего современника, опирающегося на количественные показатели чтения книг и констатацию репертуара читаемых текстов, и поразмышлять о более глубинных основаниях и проблемах читательской деятельности, взаимосвязи чтения и социального мира.

Пособие помогает заинтересованным читателям критически взглянуть на методику и технологию собственных проводимых социологических исследований чтения и пополнить свой методический арсенал нетрадиционными качественными методами.

Наверх страницы