В рамках исторического часа «Маршалы Победы» мы продолжаем знакомить наших читателей с Маршалами Советского Союза, внесшими неоценимый вклад в достижение Победы.
Сегодня поговорим о человеке, чьи военные операции принесли ему славу одного из наиболее выдающихся полководцев мировой истории, – Константине Константиновиче Рокоссовском (1896–1968).
Будущий маршал родился в городе Великие Луки 21 декабря 1896 года. Вскоре после рождения Константина семья переехала в Варшаву. Всю жизнь Рокоссовского называли Константин Константинович, однако на самом деле его имя звучит как Константы, а отца его звали Ксаверий. Таким образом, правильнее было бы называть его Константин Ксаверьевич. Однако в Красной Армии времен Гражданской войны сражалось столько выходцев из самых разных народов с труднопроизносимыми именами, что сложилась традиция подгонять их под привычные русскому слуху формы. Так Константы Ксаверьевич Рокоссовский и стал Константином Константиновичем Рокоссовским.
В каких бы сражениях не участвовал знаменитый полководец, его всегда отличали мужество, отвага, честность и скромность. Однако полководческий талант К. К. Рокоссовского был полностью раскрыт во время Великой Отечественной войны, а именно в битвах под Москвой, когда он на фоне всеобщего отступления наших войск сумел восстановить сплошную линию обороны.
Далее в его славной боевой биографии значились успехи в проведении наступательных операций под Сталинградом (операция «Уран»), на Курской дуге, где он дальновидно настоял на стратегии обороны вместо наступления, в Белоруссии (операция «Багратион»), командовании войсковой операцией в Восточной Пруссии, и, наконец, командовании парадом Победы 1945 г.
После успехов на Курской Дуге слава генерал-полковника Константина Рокоссовского гремела не только на советских фронтах, но и была известна за рубежом: по оценке современника, вряд ли можно назвать другого полководца, который бы так успешно действовал как в оборонительных, так и наступательных операциях.
29 июня 1944 г. за блестяще проведенную операцию «Багратион» и взятие в плен 105 тысяч немцев Константину Константиновичу Рокоссовскому присвоили звание Маршала Советского Союза, а 30 июля – звание Героя Советского Союза. Он пользовался безмерным уважением И. Сталина, который обращался к нему исключительно по имени и отчеству.
После войны К. Рокоссовский занимал пост министра Национальной обороны Польши. Ему было присвоено воинское звание Маршал Польши. Полушутя, полусерьезно К. К. Рокоссовский утверждал: «Я самый несчастный Маршал Советского Союза. В России меня считали поляком, а в Польше русским. Я должен был брать Берлин, я был ближе всех. Но позвонил Сталин и говорит: “Берлин будет брать Жуков”. Я спросил, за что такая немилость? Сталин ответил: “Это не немилость, это – политика”».
В памяти людей, общавшихся с К. К. Рокоссовским, он остался как высокий, статный, обаятельный человек, душевный и интеллигентный. Г. К. Жуков отмечал: «Более обстоятельного, работоспособного, трудолюбивого и по большому счету одаренного человека мне трудно припомнить».