Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Режим работы
Вторник-пятница: с 9:00 до 19:00  
Суббота-воскресенье: с 9:00 до 15:00 
Понедельник: выходной день  
Последняя пятница месяца – санитарный день
Электронная почта библиотеки: priemnaya@rbdu.udmr.ru
Конкурсы Моя удмуртия Ресурсы Наши читатели

Скучно мне

Скучно мне

 

Материал  взят из статьи кандидата психологических наук, психолога Юлии Корчагиной.

Корчагина, Ю. Скучно мне / Юлия Корчагина –  Здоровье школьника. –  2017. -  № 1.  –  С. 76 –50. 

 

«Мне скучно», «Не знаю, чем себя занять», «Ничего не хочется», «Мне всё неинтересно и тоскливо»... Отчего подростки жалуются на скуку? Всегда ли скука является следствием отсутствия интересов? Как связано состояние скуки и состояние депрессии? Помогают ли от скуки постоянная занятость и множество разнообразных впечатлений? Как помочь скучающему подростку?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

СКУЧНАЯ ИСТОРИЯ № 1. Оля

В Миргороде – осень со своею грустною погодою: грязь и туман, однообразный дождь, слезливое без просвету небо. Скучно на этом свете господа!

Н. В. Гоголь

 

Глина, из которой ты слеплен, скоро затвердеет, и уже ничто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то.

А. де Сент-Экзюпери

 

«Вы понимаете – мне всё время скучно»

«…Я хожу в школу, делаю уроки, помогаю родителям. Езжу на дачу. Играю с котом. Смотрю телевизор. Слушаю музыку. Гуляю с подругами. Выкладываю фотки в «Инстаграм». Купила сумку с бахромой – это стильно. Читаю Терри Пратчетта – это модно. Хожу в фитнес-клуб это престижно…

…На психологических сайтах написано, что в моём возрасте человек находится в поиске, он ищет себя. Так вот, мне кажется, что меня нет. И мне ужасно скучно…»

         Такое переживание скуки характерно для человека, который утратил или не смог установить связь со своими чувствами и интересами, со своим внутренним «Я». Мир кажется ему серым и скучным, а разнообразные занятия – не приносящими удовольствия. Оставшись в одиночестве, такой человек часто не знает, чем себя занять и ожидает от других людей, что они будут его развлекать.

         Обретение умения самостоятельно находить себе игры и развлечения – одна из важных возрастных задач развития. Как правило, это происходит в 8-10 лет, однако некоторые подростки и даже молодые люди с трудом организовывают свой досуг самостоятельно. Как правило, с такими проблемами сталкиваются юноши и девушки, которых в детстве чрезмерно опекали и контролировали родители: указывали им, как следует поступать, как себя вести, с кем дружить, чему посвящать свободное время. В результате выросшие дети часто не имеют представлений о собственных потребностях, интересах и способностях. Они живут, словно по привычке, выполняя то, чего ожидает от них общество (родители, друзья, учителя), не вкладывая в свой действия почти никакого личного смысла, принимая чужие цели и не имея собственных.

         Возможна и другая крайность: слишком занятые родители не расширяют кругозор своих детей, не учат их пробовать свои силы, не демонстрируют собственную увлечённость каким-либо делом.

         Скучающим подросткам можно посоветовать чаще прислушиваться к себе, своим чувствам, экспериментировать с различными хобби, учиться брать на себя ответственность и верить в свои силы и возможности.

 

СКУЧНАЯ ИСТОРИЯ № 2. Андрей

«Меня ничто не радует. Ничто не интересует. Мне кажется, что в будущем меня не ждёт ничего хорошего. Я не верю в дружбу. Не верю в любовь. Я не верю, что смогу найти своё место в этом мире…

…Я лежу на диване и смотрю телевизор. Люди вокруг куда-то бегут, суетятся, хотят что-то успеть… Всё это не имеет никакого смысла… Тоска. Господи, скучно-то как…»

Как уже было отмечено, переживание скуки характерно для начального этапа депрессии. Потом к переживанию скуки присоединяются снижение настроения, переживание бессмысленности жизни и утрата интереса к окружающему. В данном случае проблему составляют уже не переживание скуки и отсутствие привлекательных занятий. Депрессия – это серьёзное расстройство, сопровождающееся значительным снижением настроения и самооценки, потерей интереса к жизни и утратой чувства удовольствия.

         У детей и подростков признаками депрессии могут быть снижение школьной успеваемости, затруднённая концентрация внимания, утомляемость, соматические жалобы, нарушение сна. В переходном возрасте депрессиями может сопутствовать агрессивное поведение, а также злоупотреблением алкоголем и наркотиками. По данным научных исследований, приблизительно у 20% старших школьников отмечаются депрессивные состояния (а среди «трудных» подростков этот показатель приближается к 53%).

         Депрессии в подростковом возрасте могут возникнуть как внешне беспричинно (эндогенные депрессии), так и в связи с неприятными, травмирующими событиями (реактивные или невротические депрессии). Очень важно своевременно распознать такие состояния и обращается за помощью к врачу или к психологу. Некоторые разновидности депрессий требуют серьёзного лечения.

 

«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕКУ СКУЧНО С САМИМ СОБОЙ, НАДО ЗАНЯТСЯ САМОАНАЛИЗОМ, НАЙТИ ПРИЧИНУ СВОЕЙ СКУКИ, МОЖЕТ, ЭТО НЕ СКУКА ВОВСЕ, А УСТАЛОСТЬ ИЛИ ДЕПРЕССИЯ…»

Анастасия В.

 

СКУЧНАЯ ИСТОРИЯ № 3. Иван

«Я сижу на уроках в школе и скучаю. Например, мне ужасно скучно на уроках химии: во-первых, я её не понимаю, во-вторых, я точно знаю, что она мне в жизни не пригодится. Я сижу и зеваю и смотрю в окно.

На уроках истории мне тоже скучно – но уже по-другому. Историю я очень люблю, много читаю, на специальных курсах занимался. Брат у меня историк, он меня в экспедиции с собой брал, на раскопки. Я знаю больше учительницы, скучно мне. Быстрее бы школа закончилась…»

Если способности человека гораздо выше или ниже, чем того требует текущая ситуация (например, работа или учёба), то быть заинтересованным, поглощенным и продуктивным очень трудно. У человека возникает неудовлетворённость, подавленность и раздражение.

Каждый из нас время от времени выполняет однообразную, монотонную или совсем не занимательную работу (моет, посуду, учит неинтересный урок). Иногда мы просто не имеем возможности заняться чем-то интересным (например, когда болеем или находимся в длинной очереди). Каждый сам придумывает, как сделать скучные занятия более привлекательными: кому-то удается философски относиться к этим не очень приятным, но обязательным составляющим нашей жизни, кто-то решается изменить свою жизнь так, чтобы количество наводящих скуку занятий стало минимальным.

         Чтобы жизнь стала насыщенной и интересной, важно найти баланс между «требованиями социальной среды» и собственными способностями и возможностями.

 

СКУЧНАЯ ИСТОРИЯ № 4. Вика

«Я уж-а-асно страдаю от скуки. Просто не знаю, куда себя деть.  Я уже всё видела, всё пробовала… За границей была, во всех крутых клубах была, с актёрами и музыкантами дружила… Шмотки у меня эксклюзивные. Вот перчатки по цене, как ваша зарплата за год…

…Мы выходим вечером гулять – и ску-у-у-у-чно. Вот вчера игру придумали – нищими переоделись и милостыню просили! Сначала весело было, а потом опять надоело. Ску-у-у-чно».

        Человек, ориентированный на потребление, а не на созидание, может оказаться в ловушке собственных принципов: пресыщенность внешними стимулами неизбежно рождает скуку. Этот мир больше ничего не может ему дать: всё уже увидено, всё уже попробовано. В погоне за удовольствиями такой человек может ступить на опасный путь, получая острые ощущения от алкоголя, наркотиков, рискованного поведения (например, гонок на машинах по ночному городу, воровства в магазинах, сексуальных экспериментов). В это время он наконец-то ощущает «всю полноту жизни», а потом к нему возвращается внутренняя пустота, неудовлетворённость и скука.

 

«ЧТОБЫ НЕ СКУЧАТЬ, Я ПРИДУМАЛА ДЛЯ СЕБЯ ТЕТРАДКУ, В КОТОРУЮ ВЫПИСЫВАЮ РАЗНЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ, КОГДА ПОДКРАДЫВАЕТСЯ СКУКА, Я ЕЁ ОТКРЫВАЮ – И НАХОЖУ ДЛЯ СЕБЯ МАССУ ЗАНЯТИЙ».

          К. Е.

 

«СКУКА ПОСЕЩАЕТ ТОЛЬКО ТЕХ, КТО ЗАНИМАЕТСЯ НЕ СВОИМ ДЕЛОМ… ЖИВЁТСЯ ОТ ЭТОГО НУДНО И СКУЧНО, ВОТ И РАЗВЛЕКАЮТСЯ КАК УГОДНО, ЛИШЬ БЫ НЕ ВИДЕТЬ РЕАЛЬНОСТИ И НЕ ЗАДУМЫВАТЬСЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ. СТАРАЮСЬ ИСКАТЬ СВОИ ДЕЛА».

Людмила Е.

«Скучные» советы специалистов

Как помочь скучающим людям? Как пробудить в себе активность: умственную, физическую, духовную? Как наполнить свою жизнь интересом и смыслом? Вот несколько рекомендаций.

Найти себе хобби (желательно несколько).

Хобби – увлечение для души, не несущее особой материальной выгоды. Помогает развивать и проявлять себя, расширять круг друзей, справляться со стрессами и скукой. Может быть связанно с наукой, техникой, спортом, литературным, музыкальным или художественным творчеством (в том числе рукоделием), коллекционированием, природой.

Пробовать необычные занятия. Любой человек для поддержания активности нуждается в новых впечатлениях. Не поддавайтесь рутине и однообразию. Вспомните и осуществите какую-нибудь свою давнюю мечту. Может быть, это прыжок с парашютом? Или что-то менее экстремальное? Например, приготовление нового блюда? Или создание собственного произведения искусства из подручного материала? Именно творческие, необычные увлечения помогают человеку преодолеть неудовлетворённость от жизненного однообразия, развить креативность и уверенность в себе.

Организовать свой досуг.  Мир вокруг нас разнообразен, и каждый может найти в нём интересные дела: для ума, тела, души… Важно расширять «зону обитания», выходить в мир иметь запас занятий для «скучных» дней: экскурсии и музеи, клубы, театры и кинотеатры, выставки и концертные залы, путешествия и прогулки.

Искать единомышленников. Нужно искать людей, которые разделяют ваши ценности, интересы и увлечения. Радость общения, чувство «мы», сотрудничество и взаимопомощь – такой опыт приобретается только среди людей.

Заниматься спортом. Спорт продлевает жизнь, поднимает настроение и улучшает внешность. Это великолепная возможность отдохнуть и отвлечься от рутины будней. Если однообразие спортивных занятий тоже стало навевать скуку, можно попробовать себя в новых, непривычных видах спорта и оздоровительных практиках.

Изменять себя и мир вокруг. Рекомендуется вносить разнообразие в свою жизнь: изменять внешний вид, делать перестановку в комнате, по-новому оформлять личное пространство. Внешние перемены часто влекут за собой и перемены внутренние: трудно скучать, когда вокруг нас что-то приходит!

Дарить себе праздники. Здесь открывается большой простор для фантазии. Оказывается кроме традиционного Нового года и дня рождения, можно отмечать ещё Всемирный день «спасибо»… Существует и Всемирный день жилища (в этот день хорошо сделать генеральную уборку). День Конституции Мексики можно отметить приготовлением мексиканских блюд…

Учится быть собой и любить себя. Быть собой – значит понимать себя, жить своими целями и интересами, отказываться от чуждых ценностей, навязываемых ролей и стереотипов, ценить собственную уникальность и использовать любые возможности для изменения и роста.

«ЕСЛИ СКУЧНО, МОЖНО ПОПРОБОВАТЬ НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ, ПОЙТИ НА КУРСЫ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА, КУПИТЬ ФОТОАППАРАТ. КОНЕЧНО, МЫ НЕ СТАНЕМ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, НО ЗДЕСЬ ГЛАВНОЕ – НЕ ЗНАМЕНИТОСТЬЮ СТАТЬ, А САМОРЕАЛИЗОВАТЬСЯ».

Антон Г.

 

 

«Скучные» пословицы

·       Праздность скуку любит.

·       Хорошо в гостях, кому дома скучно.

·       Богатый и не тужит, да скучает.

·       Скука - мать всех пороков.

·       У мрачного веселье скучно, у весёлого и скука весела.

·       Забота не съела, так скука одолела.

·       Не сиди, сложа руки, так не будет и скуки!

·       Скучен день до вечера, коли делать нечего!

Скучно мне

Наверх страницы