Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Режим работы
С 1 сентября зимний график работы библиотеки:
Со вторника по пятницу с 10:00 до 20:00
В субботу и воскресенье с 10:00 до 19:00
Понедельник - выходной день
Последняя пятница каждого месяца - санитарный день
Конкурсы Моя удмуртия Ресурсы Наши читатели

БУЛЛИНГ – что такое и как с ним бороться

Уважаемые родители!

Проблема распространения насилия среди детей и подростков и профилактика этого явления становится сегодня очень важной задачей для родителей и педагогов.

Предлагаем вашему вниманию книги и статьи специалистов, которые познакомят с конкретными способами выхода из подобных ситуаций.

К сожалению, книг, отмеченных звёздочкой в фонде библиотеки нет.

 

Буллингпроизошел от английского слова «bully», что означает «насильник», «хулиган», «драчун», «запугивание».

Этот термин характеризует вид психологического террора: травлю одного человека другим, избиение, применение менее радикальных методов нарушения психо-эмоциональной устойчивости (сплетен, приколов, насмешек, бойкота, рэкета, дразнилок, обидных шуток, обзываний). Последние получили название моббинг.

 

По статистике 44% школьников в возрасте от 7 до 15 лет становятся буллинг-агрессивными. Примерно половина – делает это сознательно и многократно.

Сегодня дети особенно жестоки. Причин агрессивного преследования множество: воспитание или его отсутствие, наследственность, стремление проявить свое «Я» и характер, просмотр жестоких кинофильмов, передач, мультфильмов.

Реакция на буллинг отлично продемонстрирована в художественном фильме «Чучело» (1983 г.) режиссера Ролана Быкова. Шестиклассница Лена Бессольцева умело передает все чувства, которые может испытать ребёнок: боль, одиночество, страх поделиться проблемой со взрослыми, чувство безысходности и беззащитности.

 

За что травят?

Обычно давление на ученика совершают из-за внешности, неряшливости, неполноценности семьи, отсутствия общих интересов, принадлежности к бедной или богатой семье, странностей в поведении, неразговорчивости, стремления к учебе, немодному хобби, общения с конкретным ребенком.

Часто причиной "наездов" может стать просто необъяснимая антипатия. Вспомните, как мы можем невзлюбить совершенно незнакомого человека, бросив на него один единственный мимолетный взгляд.

 

Кто начинает травлю?

В большинстве случаев травлю начинает более сообразительный, самостоятельный и хитрый ребенок. Таким образом, он стремится завоевать расположение сверстников, старшеклассников, взрослых. От этого ребенок может получать материальную или духовную выгоду, удовольствие. Иногда это способ развлечься без определенной цели.

 

 

Как реагируют другие?

Прочая детвора обычно игнорирует происходящее. Врачи-психологи объясняют это нежеланием участвовать или выступать защитником того, над кем насмехаются для сохранения своего положения (статуса в коллективе), душевного равновесия.

 

Равнодушие ребенка к сверстнику, который подвергается буллингу – первый признак его неполноценного развития. В будущем это может привести к психическим расстройствам. Родители обязаны обращать внимание на такую линию поведения, пытаясь вызвать у чада чувство справедливости, умение анализировать, активные действия (оказать помощь тому, кто попал в беду).

Не допустить распространения буллинга должны и педагоги. Чаще всего они игнорируют буллинг-ситуации, что свидетельствует о непрофессионализме, некомпетентности.

 

Как узнать?

·         порванная куртка, футболка, штаны, ссадина, ушиб, синяк, травма на теле;

·         категоричный отказ идти на уроки, быстрое исчезновение карманных денег;

·         постоянная потеря дорогостоящих вещей, одежды, обуви, игрушек, техники (планшета, телефона, наушников, плеера, флешки);

·         снижение аппетита, депрессия, ночные кошмары;

·         ощущение круглосуточной тревоги на улице во время прогулок;

·         нежелание посещать гостей, играть с братьями, сестрами, одноклассниками.

 

Что предпринять?

Сначала поговорите с ребёнком, постарайтесь выяснить причину отстраненности, нежелания учиться. Если вы не стали посвященным в тайну, поговорите с ближайшим другом (подругой), сводите ребёнка к детскому психологу. С незнакомым человеком, тем более специалистом, малыш пойдет на контакт (возникает здоровое желание выговориться).

Посетите школу: поговорите с классным руководителем, администрацией. Учителя всегда знают, что происходит, но не всегда стремятся решить буллинг-проблему.

Попросите сообщать о таких случаях, пресекать попытки, проводить воспитательные беседы с буллерами, классом. Иногда полезно сообщить родителям буллеров о травле.

Дети, подвергшиеся буллингу, страдают от нервных патологий, заболеваний сердечно-сосудистой системы, имеют склонность к суициду, низкую успеваемость, отсутствие полноценного развития, общения с друзьями.

Научите ребенка постоять за себя, сохраняя достоинство. Объясните малышу неуместность дразнилки-оскорбления (например, рыжие волосы или очки – проявление индивидуальности, гордость того, кто их имеет).

Если причина в поведении, неопрятности, привычке грызть ногти, колупаться в носу – помогите избавиться от недостатка, расскажите о правилах этикета и как важно им следовать.

 

Полезный совет

Читайте специализированную литературу на буллинг-тематику – почерпнете массу вариантов решения такой проблемы.

 

Литература

Статьи

 

1. Безруких, М. О тех, кого травят : консультация психолога / Марьяна Безруких // Здоровье школьника. – 2015. – № 6. – С. 56–57.

Что делать, если ребёнок сталкивается с агрессией буллинга – умышленным и систематическим издевательством, третированием, физическим и психологическим давлением, направленным на одного ребёнка.

 





2. Галузина, О. Искусство в помощь : [арт-терапия и её возможности в преодолении буллинга] / Ольга Галузина // НаркоНет. – 2015. – № 1. – С. 20–22.

 

3. Галузина, О. Как победить буллинг? / Ольга Галузина // НаркоНет. – 2015. – № 1. – С. 14–19.

В статье рассматриваются причины возникновения такого явления как буллинг (в пер. значит – хулиган, драчун, задира), которое  определяется как притеснение, дискриминация, травля, запугивание, третирование, проявляющиеся в детских, школьных коллективах.

 

Гусев, В. Повелитель мух : школьная травля – тема родительского собрания / Вадим Гусев, Юлия Волохова // НаркоНет. – 2015. – № 3. – С. 30–33.

 

Книги

Эндрю Мэтьюз - Останови их! обложка книгиМэтьюз, Э. Останови их!: как справиться с обидчиками и преследователями / Эндрю Мэтьюз. – Москва : Эксмо, 2013. – 231 с. – (Психология. Счастье по Мэтьюзу).*

К проблемам подростков знаменитый австралийский писатель и художник, автор бестселлера "Живи легко!", обращался ранее в книге "Прорвемся!". Эта книга тоже адресована тинейджерам и их родителям. Проблема, которой она посвящена, может испугать и шокировать, однако ее невозможно обойти стороной. Это проблема издевательств, унижений и оскорблений в подростковой среде, которые приводят порой к роковым последствиям. А ведь беды можно легко избежать, если вовремя вмешаться. Тем не менее, родители зачастую даже не догадываются, что происходит с их детьми за стенами дома, а дети в свою очередь стесняются или не решаются делиться проблемами. 

В книге подробно рассказывается, что нужно делать подросткам и их родителям в разных ситуациях – от "невинных" обид до угрожающих жизни и здоровью ребёнка преследований. Книга учит детей и взрослых доверять друг другу, учиться вместе решать проблемы и, в конечном счете, останавливать любое зло. Как всегда - великолепные рисунки, легкий язык и никакого морализаторства, только откровенный разговор о том, что волнует всех.

 

*Снайдер, Д. Практическая психология для подростков, или Как найти своё место в жизни : пер. с англ. / Ди Снайдер. – Москва : АСТ-Пресс, 1998. – 288 с.

Ди Снайдер – очень популярный американский рок-музыкант. Его книга – честная беседа на равных с подростками-старшеклассниками, которые на пороге самостоятельной жизни сталкиваются со множеством интимных и психологически сложных вопросов. После столь откровенного разговора по душам юные читатели сумеют по-новому взглянуть на свои проблемы и найдут им достойное решение.

 




Художественная литература

 для обсуждения с детьми

 

Альберт Лиханов - Последние холода обложка книги1. Лиханов, А. А. Мужская школа : роман / Альберт Лиханов. – Москва : Детство. Отрочетсво. Юность, 2005. – 312 с.

 

 Повесть рассказывает о трудном военном детстве. Уже заканчивается война, но многие ребятишки голодают, страдают, несут потери, совершенно невосполнимые, как на войне. Однако им удается и в этих страданиях сохранить достоинство, благородство, честь. Главный герой перешёл в другую школу, где стал изгоем: насмешки, пинки, щелбаны… В такой ситуации есть два пути: сдаться или отстоять себя, не превратиться в жертву. Это глубокая история взросления человека. Книга, как будто посвященная прошлому, обращена в наше настоящее.

Для среднего и старшего школьного возраста.

 

Екатерина Мурашова - Класс коррекции обложка книги

2. Мурашова, Е. В. Класс коррекции / Екатерина Мурашова. – Москва : Самокат, 2007. – 191 с. – (Встречное движение).*

 

 Повесть Екатерины Мурашовой "Класс коррекции" сильно выделяется в общем потоке современной отечественной подростковой литературы. Тема детей – отбросов общества, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных, слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом. Но у автора получается жизнелюбивое, оптимистическое произведение там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может. Мурашова не развлекает читателя, не заигрывает с ним. Она призывает читающего подростка к совместной душевной и нравственной работе, помогает через соучастие, сочувствие героям книги осознать себя как человека, личность, гражданина.

Для среднего и старшего школьного возраста.

 

Лидия Чарская - Некрасивая обложка книги

3. Чарская, Л. Некрасивая : повесть / Лилия Чарская. – Москва : Энас-книга, 2014. – 221 с. *

Скромная и Некрасивая Лиза из спокойной атмосферы пансиона попадает в средние классы института и вынуждена привыкать к новой обстановке. Ей придется столкнуться сначала с непониманием и недоверием одноклассниц, а потом и с презрительными насмешками в свой адрес. Но невзгоды не ожесточат сердце девушки, и, в конце концов, она сумеет завоевать уважение институток.

Оформление книги достойно отдельного внимания. Макет и обложка выполнены в стиле модерн: оригинальные орнаменты и иллюстрации конца XIX – начала XX века, изысканные цветовые решения и стилизованные полиграфические материалы создают впечатление, что читатель держит в руках не обычное издание, а девичий дневник.

Для среднего школьного возраста.

Елена Усачева - Соперница Снежной королевы обложка книги

4. Усачёва, Е. А. Соперница снежной королевы / Елена Усачёва. – Москва : Эксмо, 2014. – 188 с. – (Моя реальная жизнь. Повести для подростков).*

Когда в школе появилась новенькая, многое изменилось. В независимой и яркой девочке, королева класса увидела угрозу своему престижу... и жестоко расправилась с ней. А Лиза оказалась невольной свидетельницей. Но она не может ничего рассказать, а если проговорится, ее ждет та же участь! И что делать? Как все исправить? Неожиданно на Лизу обратил внимание Костя, самый красивый парень... Может быть, он поможет распутать интриги одноклассницы?

Для среднего школьного возраста.

 

Зарубежная литература

 

Р. Паласио - Чудо обложка книги5. Паласио, Р. Дж. Чудо / Р. Дж. Паласио ; [пер. с англ. А. Красниковой]. – Москва : Розовый жираф, 2013. – 425 с. – (Вот это книга!).

 Есть на свете пятиклассник по имени Август Пулман. С одной стороны, он такой же, как и другие мальчишки его возраста – любит ходить на дни рождения к своим друзьям, играть в компьютерные игры, он фанатеет от "Звездных войн", играет со своей собакой, ссорится и мирится со старшей сестрой. А с другой, – он совсем не такой как другие мальчишки его возраста. Во-первых, Август никогда не ходил в обычную школу – с первого класса с ним дома занималась мама. Во-вторых, Август перенес 27 операций. Из-за очень редкой, но иногда встречающейся генетической ошибки у Августа нет лица. И вот такой мальчик должен пойти в школу. В первый раз. К обычным детям.

Для среднего школьного возраста.

Мортен Сарден - Анна д`Арк обложка книги

6. Санден, М. Анна д'Арк : пер. со швед. / Мортен Санден. – Москва : ОГИ, 2010. – 256 с. – (Дети ОГИ. Книжки на вырост).

 

 Мортен Санден родился в 1962 году и живет в Лунде (Швеция). Он специалист в области социальной психологии. Его книги невероятно популярны на родине. Писатель умеет делать своих персонажей живыми. Это люди, с которыми вам захочется встретиться в реальности.

Герой "Анна д'Арк" –  толстый, в очках, изгой, старающийся не привлекать к себе внимания, боясь побоев и унижений, не имеющий друзей. "Пустое место" для всех и каждого. Безнадежно влюбленный в самую бесшабашную девочку в школе. Но однажды все меняется. Оскар становится знаменитостью в своем городке.

Для среднего и старшего школьного возраста.

 

 

Луис Сашар - Я не верю в монстров обложка книги7. Сашар, Л. Я не верю в монстров : роман / Луис Сашар ; пер. с англ. Е. Канищевой. – Москва : Розовый жираф, 2014. – 227 с. – (Вот это книга!: от 11 до 14).*

Почти в каждом классе есть такой человек. Как говорится, отпетый. Он сидит на последней парте. Уроков никогда не делает. По всем предметам у него двойки, а когда его стыдят, он только ухмыляется. Учителя давно махнули на него рукой, одноклассники от него шарахаются. Он врет по делу и без дела, частенько противореча сам себе.

То он лезет в драку, то вымогает у кого-то деньги, то угрожает девочкам, то толкает малышей. Понятно, что все его ненавидят. Но знает ли кто-нибудь, что чувствует он сам? Оказывается, есть способ выяснить это наверняка. Какой? Подружиться с ним. Неужели найдется человек, готовый дружить с таким монстром?

Для среднего школьного возраста.

Анника Тор - Правда или последствия обложка книги

8. Тор, А. Правда или последствия / Анника Тор ; пер. со швед. И. Матыщиной. – Москва : Самокат, 2011. – 149 с. *

 

Читающаяся на одном дыхании книга Анники Тор – об отношениях между подростками и внутренней честности, о том, как важно и как трудно в этом нелегком возрасте отстаивать свое мнение, не оглядываясь на большинство и преодолевая разные подростковые страхи: быть не таким как все, стать объектом насмешек сверстников и превратиться в парию.

Для среднего и старшего  школьного возраста.

 

Дэвид Уэльямс - Мальчик-миллиардер обложка книги

9. Уэльямс, Д. Мальчик-миллиардер : повесть : пер. с англ. / Дэвид Уэльямс ; ил. Т. Росса. – Москва : Клевер-Медиа-Групп, 2012. – 272 с.*

 

Знакомьтесь: Джо Чипс, самый богатый двенадцатилетний мальчик в мире. У Джо есть все, о чем только можно мечтать: собственный гоночный болид "Формулы–1" и "роллс-ройс" с шофёром, чтобы ездить в школу, тысяча пар кроссовок и даже орангутанг в качестве дворецкого. Да, у Джо есть все, чего он хочет, но на самом деле ему нужно только одно: друг… Теплая, добрая, забавная и трогательная история о том, что деньги не могут купить дружбу и любовь. Автор этой книги Дэвид Уэльямс – потрясающий человек, настоящая легенда.

Для среднего школьного возраста.

 

 

 

Использованные материалы:

 

http://medbooking.com/blog/post/bulling-v-shkole-chto-delaty

Гизун, Е. Когда не бывает победителей : издания, посвящённые проблемам агрессивного поведения подростков / Елена Гизун // Библиополе. – 2015. – № 8. – С. 24–27.

 

 

Составитель Н. В. Сонина

БУЛЛИНГ – что такое и как с ним бороться

Наверх страницы